В этом мире все танцует. Начиная с атомов, молекул, клеток, организмов - все то, что мы, люди, называем живой и неживой природой. Природа, человек, вселенная составляют единый, живой организм. Растения, плавно изгибаясь, поворачивают свои лепестки к солнцу; животные обладают естественной способностью общаться языком движений тела. Многие из них исполняют причудливые брачные танцы. Человек, наблюдая за животными в их естественной среде, перенимает их состояние, копирует их движения. Ощущая энергии различных стихий в природе, наполняясь ими, некоторые люди могут передать вибрации вселенной через танец. Энергии земли придают танцу ощущение изобилия, тепла, надежности, точные линии и законченность содержания. Вода придает мягкость, текучесть, пластичность, сексуальность. Огонь - динамику, страсть, возбуждение и непредсказуемость. Воздух дает состояние прозрачности, невесомости, безмятежности, чистоты движения, парения. Выразить наполненность эфиром и передать в танце тонкие вибрации может далеко не каждый. Эфир выводит человека на новый виток развития.
Танец родился вместе с миром, тогда как прочие искусства - уже изобретения человечества.
Первоначально танец представлял собой комплекс, состоящий из мимики, жестикуляции, движений корпусом и ногами. Мимика - первый язык человечества, была неразрывно связана с танцевальным искусством. Более того, все движения природы, человека в древние времена назывались танцами.
Танец - это одновременно способ почитания Природы и способ благожелательного влияния на Природу.
Танец выполнял очень важные функции с самого момента своего зарождения:
Ритуальная - танец как самый естественный способ установления связи с сакральным, первичный символический язык человечества.
Коммуникативная - танец как способ передачи знания и общения между людьми и группами.
Идентификационная - танец как способ самоопределения, причем "само", в данном случае - это, в первую очередь, принадлежность своему племени, полу и т.д., разделенная общность, без которой невозможно выживание.
Экспрессивная - танец как игра и первое свободное самовыражение.
Катарсическая - танец как способ разрядки эмоционального и физического напряжения, путь к освобождению.
Среди первобытных танцев преобладали ритуальные, например, военные. Они были как бы игрой в предстоящую войну, своеобразной репетицией ожидаемых событий. С этой точки зрения ритуальные танцы первобытных племен уподобляются забавам маленьких детей, которые через игру пытаются выработать стереотипы поведения в разнообразных ситуациях предстоящей взрослой жизни.
Любой танец у древних знаменовал соединение человека с могущественными космическими энергиями, необходимыми для переживания важных, этапных событий в их жизни: рождение потомства, охота, война, смерть. Танцевали не от избытка сил, а для их приобретения.
Женские обряды принадлежали к числу наиболее распространенных в искусстве верхнего палеолита. С образом женщины в своих исходных формах были связаны образы огня и продолжения рода, растительных сил природы, размножения животных и охотничьей удачи.
У некоторых племен Юго-Западной Африки большую процессию с огненными факелами, устраиваемую после неудачной охоты, возглавляла только Великая Женщина.
Помимо женских танцевальных обрядов, связанных с культом плодородия, были широко распространены танцы, в которых женщины воплощались в образ того или иного полезного для племени растения. Образ создавалась пластикой и рисунком танца.
Танцы основывались на сильных колыханиях бедер и груди. В числе основных движений женского танца был косолапый шаг с согнутыми коленями и пружинистыми движениями ног, во время которых колени то сдвигались, то раздвигались широко в стороны. Движениям рук не придавалось особого значения. В качестве ритуальных поз фиксировались только положение рук на груди, под грудью или на животе.
Итак, женским танцам во все времена отводилась огромная роль. Танцы могли, по сути, все - обеспечить богатый урожай, удачную охоту, отвести грозящую засуху.
Кроме всего этого, танец в давние времена являлся способом выражения эмоций человека, попыткой человеческих существ найти гармонию с природой и между собой. Танец выполняет важные психологические задачи и является неотъемлемой частью повседневного быта людей.
Огромное значение имеет создание специфической атмосферы сочетания музыки с движениями. Ученые давно заметили, что танцоры часто испытывают состояние, близкое к эйфории. За счет движений можно научиться использовать скрытые возможности тела, открыть доступ к мощной энергии творчества, научиться пробуждать и реализовывать ее.
Танец оказывает большое влияние и на формирование внутренней культуры человека: он помогает раскрытию художественных способностей людей, удовлетворяет развитие их эстетических потребностей. Танец может: быть способом общения; быть способом самовыражения, позволяющим танцорам и зрителям ощутить чистую радость движения; воплощать весь спектр человеческих чувств; рассказывать истории; усиливать, дисциплинировать, обновлять и питать целостность личности; в некоторых культурах - исцелять, спасать душу, давать земное воплощение богам; сохранять и изменять культурные традиции; изменять человека, его самоощущение; изменять состояние, облегчать депрессию; приносить ощущение компетентности и силы; помочь стать другим (а на время - совсем другим); помочь понять другие культуры и, благодаря этому, - лучше понять свою собственную культуру. Именно эти возможности делают танец эффективным и естественным, целостным и гармоничным способом психологической работы. Как видно из всего вышесказанного, искусство танца существует для единения, слияния различных начал. Освобождается дорога к свету, выносится на обозрение скрытое пространство души. От того, кто пропускается во время единения, и кто пропускает, зависит видимый, слышимый, осязаемый результат. Целительский потенциал танца, его гармонизирующее воздействие на индивидуальное и групповое сознание известно с доисторических времен. Практически во всех мировых культурах танец наряду с особыми техниками дыхания, пением и применением психоделиков был вплетен в ритуалы и повседневную жизнь. Как часть ритуалов танец является одним из мостов между "Хаосом и Космосом", воплощением единства и многообразия отношений между человеком, сообществом и окружающей средой, что нашло более законченное выражение в индийской мифологии мира как Божественный танец Шивы. Существует два основных смысла слова "ритуал": социально-биологический и культурно-мифологический. В первом случае, ритуал - стандартные формы поведения в строго определенных ситуациях. Ритуал в культурно-мифологическом аспекте - это выстраивание отношений между Космосом и Хаосом, священным и мирским. Ритуал - это не столько действие, сколько состояние человека и мира. Ритуал - это сплав сил, мобилизация энергий, так же как и идей, вхождение в особые состояния сознания, в которых человеку открываются смысл и причины вещей. Регулярно выполняемый ритуал является постоянным обращением чувств, он не свободное выражение эмоций, а упорядоченное построение "правильных отношений". Созерцание священного вызывает определенное интеллектуальное возбуждение. Затрагивается весь спектр человеческих эмоций. Ритуальные танцы следовали определенной системе правил, в них использовались канонизированные ритмы, позы, движения. Разновидности: Сюжетные, основной функцией которых была повествовательная; исполнялись для увеселения и развлечения. Бессюжетный танец - спонтанный, импровизация (в наше время используется в психотерапии и тренингах). Они, в свою очередь, делятся еще на два подвида: "Гимнастические" - "танцы радости бытия", "экспрессивные" танцы. Любовные танцы. Основная их функция - общение между полами. Партнеры располагаются лицом к лицу и обязательно прикасаются друг к другу. С течением времени расстояние между партнерами в танце сокращаются. Для первобытного человека танец был основной формой существования. Известно, что танцевальная активность была свойственна уже палеоантропу. Наиболее изучен танец верхнего палеолита, когда уже сложился тип современного человека - кроманьонца. Танец - основная форма совершения обрядов и ритуалов. Нет строгой дифференциации между зрителем, исполнителем и сочинителем танца. Основная форма исполнения - круг, который являлся, с одной стороны, наиболее удобной формой исполнения массового обрядового танца, а с другой стороны, имел символический, магический смысл, связанный с культами Солнца и Луны. В различных племенах исполнение кругового танца относилось к предстоящей охоте, к вызываемому плодородию и всеобщему благополучию. В некоторых случаях круговой танец символизировал брак. Особое значение женских танцев - связь члена племени со своим тотемом происходила через женщину. Первобытный танец - источник всех существующих ныне видов танца как хореографического искусства. Основные ветви первобытного танца: ритуальный, обрядовый и бытовой. Бытовой танец произошел от ритуального, это тот же обрядовый танец, только утративший свое магическое значение. Следовательно, первичен ритуальный танец. Три основных вида обрядовых ганцев: охотничьи, тотемические и военные. тотемические. Они были вплетены в тотемические обряды, в которых молодые члены племени через уподобление тотему учились познавать окружающий мир, знакомились с историей племени, приобщались к жизни взрослых. Фактически тотемический танец представлял собой средство сохранения и передачи мифологических представлений племени об окружающем мире и своем месте в нем. Функции: Сохранение жизненного опыта и передача его дальнейшим поколениям. Мистическое слияние с тотемом. Самопознание и познание окружающей среды. Идентификация. Танец - признак принадлежности к той или иной социальной группе. Кроме того, танец делился на мужской и женский. Часто в танце девушки выбирали себе мужей. Обучение и воспитание. Объединение группы людей в одно целое и нераздельное. Часто обрядовые танцы исполнялись до изнеможения в течение нескольких дней, нередко приводя к смерти участников, но люди верили, что тотем вернет им жизнь. Выдержка из книги А. Гиршона "Интегративная танцевально-двигательная терапия"
|