Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца, одного из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально связанный со словом и песней, танец постепенно приобрел самостоятельное значение. У каждого народа сложились танцевальные традиции, музыка и хореография...
Например, цыганский танец. Цыгане - народ свободолюбивый, вольный, ни от кого не зависящий. Своеволие и своенравность проявляются через чувство самодостаточности (кого люблю - тому дарю и розы, и шипы, - отлюбила и забыла). Каждый - яркая индивидуальность, личность, знающая себе цену. Танцуют цыгане, как живут - свободно, искрометно, полностью отдаваясь танцу. Движения раздольные и зажигательные. Танцуют не по одному, и даже не парами - а целым табором.
Испанцы - народ очень гордый и горячий. В танце движения четкие и страстные, в осанке - независимость и стать. В душе - буря, а внешне - собранность и сдержанность. Здесь все чувства подчинены воле.
Русский народ отличается своей широкой душой, жаждой жизни. Танец в основном коллективный - хоровод, который связывает всех воедино и гармонизирует. В хороводе все связаны с центром - организующим началом, вокруг которого концентрируется вся сила и энергия.
На основе парадного танца начал создаваться сценический танец. В профессиональном театральном искусстве танец достиг высокого развития и был научно систематизирован. Образовались различные танцевальные системы: европейский классический танец - основная система современного балета, танцевальные системы стран Азии, Африки...
Большое влияние на развитие европейского танцевального искусства имела танцевальная культура Древнего Востока и античности: религиозные празднества в Ассирии и Египте, танцы в честь Аполлона, Вакха и других богов - военные, атлетические - были обязательной частью представлений античного театра. За первобытными временами следует период античности, когда танец был атрибутом различных культов. Он приобретает новую функцию - сопровождения речи. В театре танец служит для выражения эмоций, иногда даже откровенно сексуальных.
В Греции муза танца Терпсихора была включена в пантеон божеств. Танец рассматривался и как гимнастика, и как средство оздоровления тела, и как мимическое искусство.
В разные периоды времени танцу в театре придавалось разное значение. Для Эсхила танец - средство усиления психологического воздействия. У Софокла - эмоциональная реакция на происходящие события. У Еврипида хор пантомимически изображает чувства, соответствующие сюжету. С распространением христианства танец исчез с театральных подмостков.
Римляне внесли в историю мирового танца вклад, став создателями пантомимы. Ей аккомпанировал небольшой оркестр. Позднее она вылилась в вульгарное действо, с которым боролась христианская церковь.
Существовали также ритуальные танцы-шествия. Например, жрецы бога Марса исполняли культовую воинскую пляску - трипудий, танец в трехдольном размере. В Италии жрецы проводили ритуалы культа плодородия. Храмовые обряды постепенно перерастали в народные праздники. Например, знаменитые сатурналии, проводившиеся в конце декабря, стали народным карнавалом, с танцами на улицах и взаимным одариванием. Впоследствии дух христианских рождественских праздников впитал в себя немало элементов древнеримских сатурналий.
Важным этапом, изменившим роль танца, явилось развитие христианства. Разделение на тело и душу, признание тела "сосудом греха" привело к тому, что танец и телесность лишились статуса "священного". Ритуальная, сакральная функция танца была выхолощена, и танец все больше становился развлечением. В средние века носителями профессионального танца были жонглеры, гистрионы, мимы. В 15-ом веке жонглерство разделилось на инструменталистов и мастеров танца; актеров, танцовщиков, ярмарочных скоморохов. В русле развития непрофессионального танца на первый план выходит функция общения, появляются карнавалы, развиваются народные и придворные танцы, появляются первые учителя, танец уходит от спонтанности к формальности и чопорности. Но танец оставался во многом импровизированным действом. В 12-ом веке культ романтической любви и рыцарства в значительной мере преобразил танец, приглушив его откровенно эротические черты. В позднем средневековье появилось различие между придворным парным и деревенским групповым танцем. Народный танец был полон импровизаций, придворный - становился все более манерным. Главной формой дворцового искусства был фигурный танец - последовательное образование танцевальных построений. Появление профессиональных учителей играло большую роль в развитии придворного танца. В дальнейшем происходила постепенная театрализация танца. В 15-16-ом веках исполнялись сюжетные танцевальные сцены, создавались трактаты и учебники.
В начале 17-го века с появлением балетных спектаклей искусство танца обогащалось новой техникой. Французская Королевская Академия танца, основанная в 1661 году, выработала танцевальную систему, получившую впоследствии название классического танца. В результате реформы музыкального театра появилась новая структурная форма балетного спектакля, которая помогла балету выделиться в самостоятельный вид искусства.
В эпоху Возрождения танец становится способом общественного развлечения и общения, появляются парные танцы, танец превращается в самостоятельный вид искусства, складывается набор танцевальных приемов с рядом обязательных правил. Больше всего в это время увлекались маскарадами, - маски имели в эту эпоху особое значение. Интерлюдия превратилась в 18-ом веке в особую форму балетного антре. В Италии появляются первые учебники танца. Танец переходит от рассказывания реальности к выражению отвлеченной мысли. Далее - от придворного представления к театральному танцу. В 17-ом веке законодательницей танцевальной моды для всего цивилизованного мира является Франция.
В 19-ом веке европейский танец испытал влияние афроамериканских и латиноамериканских источников. Из шарканья ног и притоптывания родился характерный эстрадный танец типа чечетки, или степа.
В эпоху Просвещения углубляется эмоционально-драматическое содержание танца. На протяжении второй половины 19-го века разрабатывался новый, виртуозный стиль танца. Этому способствовало появление специальной обуви (пуант), дававшей возможность исполнительнице стоять, передвигаться и стремительно вращаться на пальцах. В балетных спектаклях выработалась особая танцевальная форма - характерный манер, который вобрал в себя сценические обработки народных танцев. В конце 19-го века возникает новое направление, условно именуемое "модерн". На создание танца "модерн" оказала влияние А. Дункан.
В 40-60-е годы в странах Европы и США наблюдается процесс взаимодействия и обогащения модерна и классического танца. Получает развитие и эстрадный танец, отличающийся стремлением исполнителя и постановщиков к виртуозности, лаконизму выразительных средств, остроте исполнения.