Разнообразие танцев эпохи фараонов.
Подвижный танец (kinetics dance)
В оригинале танец имеет 2 элемента — движения тела и шаги, надо уметь управлять ими и из подсознательных беспорядочных движений создавать сознательные размеренные. Танцующий привлекает внимание публики свой ловкостью и умением контролировать тело, часто зрители хлопают и кричат в ритме, это и есть сущность кинетического танца.
Спортивный (акробатический) танец Конкуренция и желание получить превосходство требовали работы над своим изяществом и легкостью движений, усложняли движения и повышали их трудность. Таким образом, не каждый танцор мог двигаться подобным образом, этот вид танца требовал очень большой гибкости и большого времени на тренировки. Особенно хорошо древние египтяне владели этим танцем в городах Solo, Couple и Trio.
Танец — подражание
Танцоры многих национальностей и возрастов пытаются изображать животных, птиц и явления мира. Африканцы практикуют Танец Страуса перед охотой на него. Колдуны использовали танец, чтобы вызвать дождь. Но в Египте мы не найдем картин, отображающих подобный танец.
В цивилизованную эпоху этот вид используется лишь для развлечения публики, чтобы показать насколько умело танцоры могут копировать животных.
В поэзии мы находим некоторые слова, указывающие на то, что египтяне пытались имитировать ветра. Я полагаю, что египтяне подражали в танце и животным.
Парный танец
Парный танец, который сейчас совсем не представлен в Египте, вовсе не значил, что мужчина и женщина должны были танцевать вместе, обнимая друг друга или хотя бы держась за руки. Только 2 девушки или 2 юноши могли исполнять его.
Групповой танец
Если мы говорим об идеальном групповом танце, то в нем каждый артист исполняется свои движения, и они должны быть связаны с остальными участниками, то это и есть древний известный танец, исполняемый 5 танцовщиками.
Если мы говорим о групповом танце в общепринятом смысле, это означает, что танцоры исполняют одинаковые синхронные движения. Такой называется Ритуальный Похоронный танец, который исполнялся храмовыми танцорами и был похож на танец карликов (dwarf dance) и религиозный танец.
Военный танец
Древние египетские войска включали в себя наемников из соседних государств, и поэтому цвет кожи у некоторых из них был черный. Военный танец был развлечением армии во время отдыха. Черные солдаты танцевали простоватую смесь из беспорядочных движений под ритмичные выкрики барабанщика.
Белые солдаты устанавливали ритм ударами двух бумерангов и с ним же они танцевали. Я думаю, что это была своего рода поединок — одни атакуют, другие защищаются.
Танец музыкантов
В древнем Египте музыканты не стояли/сидели неподвижно как сейчас, а танцевали во время игры на своих инструментах, и это был особый вид танца.
Конечно, танец зависел от вида инструмента, например, некоторые могли даже прыгать, а у музыкантов, играющих на кастаньетах, было больше всех возможности для движения.
Танец карликов (dwarf dance). Погребальный танец
Успех танца карликов зависел от их комических способностей, этот танец исполняли для королей и королевских дворов особые актеры, в Египте они считались весьма известным сословием. Священный танец карликов был уникальным развлечением королей, в ранние эпохи после смерти монарха карликов хоронили вместе с ним.
Мы не можем найти ни одной картины с эти танцем, но существует много скульптур, статуй, надписей и фигур, доказывающих его особое положение.
Мы можем различить 3 вида этого танца в зависимости от присущей идеи:
1. ритуальный танец, являвшийся основной частью похоронных обрядов,
2. танец, олицетворяющий печаль танцоров, которых пригласили на похороны,
3. земной танец, призванный утешить скорбящих.
Наиболее значительным считается первый вид танца карликов. Он исполнялся большим количеством танцоров и танцовщиц и сопровождался музыкантами с кастаньетами. В могиле Ante Fo-Ker, одного из министров Snow-Hi, изображения на фресках описывают танец 4 карликов около храма Sesostris.
В древнем Египте верили в загробную жизнь, и для них не было ничего необычного в том, что если карлики танцевали при жизни человека танец, они должны были исполнять его и после смерти. Поэтому египтяне настаивали на погребении танцоров в одну могилу с усопшим.
Религиозный танец
Танец в древнем Египте был основной частью религиозных ритуалов.
Танцоры исполняли его обнаженными или облаченными в прозрачные одежды. Согласно инструкциям Sapient Anny церемонию сопровождали горящие благовония, танец и пение, удары таблы, а часть танцоров размахивали зелеными ветками, отгоняя злых духов от богов.
Легенда Исиды и Осириса
В начале всего бог Земли женился на богине Небес, и они родили двух мальчиков — Осириса и Сета, а также двух девочек — Исиду (Isis) и Нефтиду (Neftis). Осирис, в свою очередь, женился на своей сестре Исиде, и после свадьбы люди объявили его королем земли. Он правил справедливо и люди любили и ценили его.
Его брат Сет женился на Нефтес. Был он злобный, с черным сердцем, чересчур злопамятным и ревнивым к своему брату-королю. Сет организовал заговор, чтобы убить Осириса. В результате злодеям удалось убить короля и поместить его тело в золотой ящик, а затем бросить в реку Нил. Воды вынесли его в Средиземное море, и затем волнами ящик прибило к берегам Финикии.
Когда жена его, Исида, узнала о случившимся, она отправилась в путь, чтобы найти тело мужа. После того, как он был найден, Исида вернула саркофаг с телом в Египет и спрятала на берегу дельты Нила.
Но Сет узнал об этом и послал своих сподвижников за телом Осириса. Они привезли его назад и разорвали его тело на множество кусков, а затем разбросали их по всей земле Египта, а голова попала в Абиддос (Abiddos).
Исида вновь отправилась в путь по всей стране, собирая разбросанные куски тела Осириса. В каждом месте, где находила их, она устраивала гробницу и хоронила слепок то с руки, то с ноги, с груди или головы и т.д. Вот почему жители разных городов — Абатона и Абидоса, Александрии и Саиса, Бусириса и Мемфиса, Филе и Коптоса, Пелузия и Навкратиса и многих других спорили между собой о том, где похоронен Осирис.
До смерти Осириса Исида родила ребенка, и назвали его Гор (Horass). Когда он вырос, то решил отомстить за смерть отца и получить обратно трон. Он выиграл битву и, разгромив своего дядю Сета, получил власть и стал впоследствии королем Египта. Во время битвы Сет вырвал Гору глаз. Юноша отдал его Осирису, и тот воскрес. Высший жрец решил, что Осирис должен обрести вечное царствование и стать богом мертвых.
Легенда описывает много свойств человеческого характера — сочувствие, ненависть и любовь, предательство и преданность, учит нас не терять в жизни надежду, и тому, что добро, в конце концов, победит зло.
Я был воодушевлен этой историей и создал хореографическую постановку, попавшую на сцену в 1999 году. Надеюсь, что каждого сможет вдохновить значение этой легенды и это найдет отражение в танце.
Музыкальные инструменты
Ритм — это основной элемент для сотворения танца, музыки и песни. Из этого правила вытекают 2 важные вещи:
1. Танцор проявляет свое мастерство, когда следует ритму.
2. Большее впечатление на публику оказывает гармония между движениями и ритмом, так как при этом два чувства — слух и зрение одинаково воспринимают происходящее.
Инструменты для создания ритма —
1. Кастаньеты и специальные палочки
2. Руки
3. Возгласы
4. Бубен
5. Большой барабан
6. Salasel (рамка, сделанная из того же метала, что и подкова, с тонкими пластинами в центре, производящими прекрасное звучание, использовался сугубо в религиозных танцах для отпугивания злых духов).
Струнные инструменты — все струны для них делались из внутренностей животных.
1. Genck (маленький прямоугольник, сделанный из дерева), 5 струн.
2. Tanboura — идентична Генк, но имеет большие размеры.
3. Kinaara — прародительница мандолины.
4. Арфа.
Духовые инструменты — Мизмар (mezmaar)- одинарная (простая) или двойная флейта. Простую флейту, сделанную из бамбука, в Египте называют Naay, но наибольшей популярностью пользовалась двойная (теперь называемая Argool). Флейта, вырезанная из дерева со специальным наконечником, называется Mezmaar.
Костюмы
Широко распространенным танцевальным костюмом в период Древнего царства было белое платье, закрывающее грудь и закрепленное с помощью двух полос на плечах, длиной до колена.
Позднее от этого костюма отказались, так как оно мешало делать широкие шаги и поднимать высоко вверх ноги. Они стали надевать мужской костюм (прямоугольный кусок ткани, закрепленный на бедрах, закрывал тело от живота до колена, оставляя остальные участки тела обнаженными).
Молодые девушки обычно танцевали обнаженными, и даже надеваемые ими набедренные пояса ничего не скрывали. Они также надевали накидку на левое плечо (правая сторона груди все равно оставалась обнаженной). Еще они использовали длинные и прозрачные одежды с широкими рукавами, по-прежнему надевая набедренный пояс.
Прическа
В период Древнего царства египтянки обрезали волосы и накрывали голову обтягивающей шапочкой. Позднее они стали подрезать концы волос, заплетали косы и даже носили парики.
Мужской костюм
Мужчины также носили широкие набедренные пояса, а волосы стригли очень коротко. Иногда они надевали парики или шапочки, заканчивающиеся хвостом с шариком на конце. Бороды мужчины брили, но часто носили искусственные из овечьей шерсти, покрывая их лаком и переплетая металлическими нитями. Знаком могущества фараона была золотая борода в форме куба или треугольника. Бороду крепили завязками на ушах подобно дужкам современных очков.
Источник: http://arabicdance.ru/dances/97.htm?news_id=248 |